ООО «Юридическая фирма «Ваш консультант»
8 (863) 301-80-80
8 800 700 54 34
На главную
Написать письмо
Шапка
Официальный представитель в РО
ООО «Юридическая фирма «Ваш консультант»
Налоговое планирование

Мост из прошлого в будущее. (17.02.2014 г.)
17 февраля 2014



Ростовский разводной железнодорожный мост через Дон – пожалуй, менее всего овеянная легендами достопримечательность южной столицы и менее всего воспетая творческой интеллигенцией. Если в Санкт-Петербурге наблюдать — «когда разводят мосты» — собираются на набережной Невы толпы туристов и романтически настроенных горожан, то в Ростове вряд ли двое из десяти смогут правильно ответить на вопрос: когда разводят железнодорожный мост на Дону?

На открытке из личной коллекции В.А. Вакало «Виды старого Ростова» мост выглядит непривычно: отсутствуют подъемные башни. Как же тогда проводились через это препятствие крупные корабли и баржи? История этого грандиозного сооружения такова.

Мост был возведен в 1875 году при прокладке Ростово-Владикавказской железной дороги. Железнодорожная станция — как и сегодня, так и тогда — располагалась в низине, в пойме реки Темерник, и мост был построен с низким расположением пролётов. Для пропуска крупных судов необходимо было сделать его разводным. Но каким образом? Было решено разводной пролет своей серединой установить на каменную опору (бык), вокруг которой ферма и будет вращаться в горизонтальной плоскости. Развернутая и зафиксированная вдоль течения разводная часть открывала два нешироких прохода для речных судов.

Пропуск больших судов и буксирных караванов по узким проходам разведённого моста таил в себе немалую опасность. Так, в ночь на 25 января 1915 года разыгралась настоящая драма. Из-за резкого перепада температур и сильного ветра на нижнем Дону начался ледоход. Он сорвал с якорей суда, зимовавшие на стоянке у причальной линии набережной, и погнал их к железнодорожному мосту. Два судна — паровая баржа и пароход «Пётр», разорвав нижний пояс мостовой фермы, ушли дальше вниз по течению. Следовавшая за ними баржа, встав поперёк реки, застряла под мостом и упёрлась носом в бык, мачтою в ферму и кормой — в нагромождения льда. Рядом с нею, против разводного пролёта, в ледяном плену оказались пароход-ледорез «Фанагория», еще одиннадцать судов и лодки поменьше.

Становилось все более очевидным, что устаревшую конструкцию моста надо срочно менять. К тому же все подходы к Ростовскому железнодорожному узлу со всех трёх направлений — из Таганрога, Новочеркасска и Тихорецкой — были уже двухпутными, и только разводной мост через Дон оставался однопутным.

На смену старому в 1912 году приступили к сооружению нового разводного моста. При выборе конструкции предпочтение отдали вертикально-подъёмной системе. Металлические конструкции для моста были изготовлены в России на Мальцовских заводах, механизм подъёма заказан в Северной Америке.

Железнодорожные мосты с разводной частью вертикально-подъёмной конструкции впервые стали строиться в США с конца XIX столетия. Мост через Дон такой конструкции был первым в России и Европе. Ростовчане сразу же окрестили новый мост «американским». Он был открыт в 1917 году и воплотил в себе последние достижения инженерной мысли: мост стал двухпутным, трёх пролетным, с вертикально подъёмной конструкцией. Он заметно улучшил условия плавания крупнотоннажных судов в нижнем течении реки, увеличил пропускную способность железной дороги в южном направлении.



Последующая история разводного моста такова. Он исправно служил до ноября 1941 года. В первые месяцы Великой Отечественной войны в рекордно короткие сроки был возведён рядом с ним ещё один мост — литерный (строился по особому заданию), однопутный, неразводной, загромождавший реку большим числом опор и низким расположением пролётных строений. В то же время сдали в эксплуатацию начатый еще в 1940 году железнодорожный мост через Дон в районе Аксая через станицу Ольгинскую на Батайск. Оба моста сыграли очень важную роль в осуществлении воинских и эвакуационных перевозок, когда основной разводной мост через Дон был выведен из строя.

Ночью, 21 ноября 1941 года, фугасные заряды разрушили его левобережную арочную ферму, которая рухнула в воду вместе с подъёмной башней. Той же ночью был взорван и литерный мост.




14 февраля 1943 года в столицу Дона пришло освобождение. Нужно было как можно скорее восстанавливать железнодорожную линию от Батайска к Ростову. Что и было сделано по временной схеме.

На смену однопутному литерному мосту был пущен новый — двухпутный, возведённый на опорах бывшего «американского». Однако он не имел подъёмного пролёта и потому ограничивал пропуск по реке крупнотоннажных судов. Только в 1952 году, к открытию судоходного Волго-Донского канала, был сдан в эксплуатацию новый железнодорожный разводной мост, построенный на месте демонтированного. Своей конструкцией он повторяет «американский», но очертания его изменились. С той поры уже много воды утекло в Дону, а это произведение инженерной мысли продолжает всё также надёжно служить людям.



Материал подготовлен пресс-службой ООО "Юридическая Фирма "Ваш Консультант". Право собственности защищено законодательством Российской Федерации. При использовании обязательна ссылка на сайт правообладателя www.vashkonsul.com

« Предыдущая | Следующая » Все новости
©2003—2015 «Юридическая фирма «Ваш Консультант»
  О Компании

Наши новости
Пресса о нас
Дипломы и сертификаты
    Услуги

Регистрация
Ликвидация
Реорганизация
    Контакты:

Ростов-на-Дону
Краснодар
Москва
   
Яндекс.Метрика
  На главную